Психолого-педагогические условия для успешной реализации реализации образовательной программы дошкольного образования

Организация психолого-педагогических условий в соответствии с требованиями ФГОС ДО

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.

Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики.  Ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника – это организованная деятельность всех специалистов и воспитателей ДОУ, охватывающая все субъекты воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, в процессе которой создаются социально-психологические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

-анализ социальной ситуации развития ребенка в детском саду, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

- гармонизация социально-психологического климата в педагогическом коллективе;

-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром;

-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

    - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В нашем детском саду реализуются профилактические программы, охватывающие всех воспитанников, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с родителями.

 Психолого-педагогические условия реализации ФГОС ДО:

- уважение личности ребенка;

-использование форм и методов работы с детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

-построение образовательной  деятельности        на      основе          взаимодействия взрослых с детьми;

-поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу, взаимодействие в разных видах деятельности;

-поддержка инициативы и самостоятельности детей;

-защита от всех форм физического и психического насилия;

-поддержка родителей в воспитании и образовании детей;

-мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы.Хочу такой сайт

Основные направления работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

Психологическое - педагогическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и администрации потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Повышение уровня психолого-педагогической культуры и оказание психологической поддержки педагогу  и родителям  осуществляется через такие формы как индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, папки-передвижки, памятки, анкетирование.

В этом направлении решаются следующие задачи:

- формирование устойчивой мотивации к саморазвитию;

- закрепление знаний о возрастных психологических особенностях детей;

- индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с родителями;

- формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения прогнозировать его поведение, предвидеть результаты работы.

Основной целью работы с семьей является привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к формированию личности ребенка. В своей деятельности мы делаем особый акцент на взаимодействие с семьей, потому что в настоящее время наиболее актуальной проблемой в дошкольном образовании является привлечение родителей воспитанников к жизнедеятельности ДОУ, к процессу воспитания, образования и развития собственных детей. С родителями мы встречаемся на родительских собраниях, индивидуальных консультациях.

Психолого-педагогическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.

Психопрофилактическая работа с детьми  имеет пять основных направлений:

1) развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;

2) развитие познавательных  процессов;

3) развитие произвольной регуляции поведения;

4) развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);

5) развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.

Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых и групповых  занятий. При необходимости проводится индивидуальная работа с ребенком.

Психолого - педагогический мониторинг включает в себя мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы, а также психолого-педагогическое исследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей,  а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Кроме того, проводятся диагностические исследования адаптации к детскому саду и подготовки детей к школе.

Психолого-педагогическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическому работнику и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования.

 Таким образом, наличие эффективной системы психолого-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития, воспитания и обучения детей на этапе дошкольного детства.

 
Уважение взрослых к человеческому достоинсту детей, формирование и поддержка их положительной самооценки.pdf (скачать) (посмотреть)
Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.pdf (скачать) (посмотреть)
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.pdf (скачать) (посмотреть)
Защита детей от всех форм физического и психического насилия.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-917-317-43-99

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».