Психолого-педагогические условия для успешной реализации реализации образовательной программы дошкольного образования
Организация
психолого-педагогических условий в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития
дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного
процесса в ДОУ.
Психологизация дошкольного
образования предполагает повышение уровня психологической компетентности
всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания
возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики.
Ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов,
принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого
ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении,
перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их
интерпретировать.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника – это организованная деятельность всех специалистов
и воспитателей ДОУ, охватывающая все субъекты воспитательно-образовательного
процесса в дошкольном учреждении, в процессе которой создаются
социально-психологические условия для успешного обучения и развития каждого
ребёнка в образовательной среде.
Задачи психолого –
педагогического сопровождения:
- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
-анализ социальной ситуации развития ребенка в детском саду,
выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и
средств их разрешения;
- гармонизация социально-психологического климата в
педагогическом коллективе;
-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с
самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
В нашем детском саду реализуются
профилактические программы, охватывающие всех воспитанников, осуществляется
экспертная, консультативная, просветительская работа с родителями.
Психолого-педагогические условия реализации ФГОС
ДО:
- уважение личности ребенка;
-использование форм и методов работы с детьми в соответствии с
их возрастными и индивидуальными особенностями;
-построение образовательной
деятельности
на
основе взаимодействия
взрослых с детьми;
-поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к
другу, взаимодействие в разных видах деятельности;
-поддержка инициативы и самостоятельности детей;
-защита от всех форм физического и психического насилия;
-поддержка родителей в воспитании и образовании детей;
-мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения
программы.
Основные направления работы по обеспечению психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса:
Психологическое - педагогическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей,
педагогических работников и администрации потребности в
психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах
собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения
детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных
нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Повышение уровня психолого-педагогической
культуры и оказание психологической поддержки педагогу и родителям
осуществляется через такие формы как индивидуальные и групповые
консультации, родительские собрания, папки-передвижки, памятки, анкетирование.
В этом направлении решаются следующие задачи:
- формирование устойчивой мотивации к
саморазвитию;
- закрепление знаний о возрастных
психологических особенностях детей;
- индивидуальное консультирование по вопросам
обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с родителями;
- формирование способности к проектированию и
конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения
прогнозировать его поведение, предвидеть результаты работы.
Основной целью работы с семьей является
привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска
единых подходов к формированию личности ребенка. В своей деятельности мы
делаем особый акцент на взаимодействие с семьей, потому что в настоящее время
наиболее актуальной проблемой в дошкольном образовании является привлечение
родителей воспитанников к жизнедеятельности ДОУ, к процессу воспитания,
образования и развития собственных детей. С родителями мы встречаемся на
родительских собраниях, индивидуальных консультациях.
Психолого-педагогическая профилактика – предупреждение возникновения явлений
дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций
педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания,
образования и развития.
Психопрофилактическая работа с детьми
имеет пять основных направлений:
1) развитие коммуникативных способностей и
социальной адаптации детей;
2) развитие познавательных процессов;
3) развитие произвольной регуляции поведения;
4) развитие эмоциональной сферы (знакомство с
базовыми чувствами);
5) развитие способности к дифференциации
эмоциональных состояний.
Все направления продиктованы актуальными для
данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей.
Работа проводится в форме подгрупповых и групповых занятий. При
необходимости проводится индивидуальная работа с ребенком.
Психолого - педагогический мониторинг включает в себя мониторинг достижения ребенком
планируемых результатов освоения программы, а также психолого-педагогическое
исследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей,
склонностей личности, её потенциальных возможностей, а также адресное
выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Кроме
того, проводятся диагностические исследования адаптации к детскому саду и
подготовки детей к школе.
Психолого-педагогическое
консультирование –
оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям),
педагогическому работнику и другим участникам образовательного процесса в
вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования.
Таким образом, наличие
эффективной системы психолого-педагогического сопровождения позволяет решать
проблемы развития, воспитания и обучения детей на этапе дошкольного
детства.