Паспорт развивающей предметно-пространственной среды на 2021-2022 год

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Ласточка»
с. Подгорное Романовского района Саратовской области
(МДОУ - детский сад «Ласточка» с. Подгорное Романовского района Саратовской
области)

ПАСПОРТ
развивающей предметно-пространственной среды разновозрастной группы
МДОУ - детский сад «Ласточка» с. Подгорное Романовского района Саратовской
области

Составила: воспитатель Карпова М.А.

1

Развивающая среда – это определённым образом упорядоченное образовательное
пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Л.С. Выготский.
Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов
деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, единство
социальных и предметных средств»
С.Л. Новосёлова
Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ:
- содержательная насыщенность,
- трансформируемость,
- полифункциональность,
- вариативность,
- доступность,
- безопасность.
Функции развивающей предметно-пространственной среды:
- реализация различных образовательных программ, в т.ч. с учетом инклюзивного
образования, национально-культурных, климатических и др. условий;
- организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей, укрепления их здоровья, учета
индивидуальных особенностей и коррекции их развития;
- реализация двигательной активности детей, общения и совместной деятельности детей и
взрослых, а также возможности для уединения.
При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной
образовательной организации необходимо обеспечить реализацию:
- образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и
укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их
развития;
- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности
детей и взрослых, а также возможности для уединения; - различных образовательных
программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национальнокультурных, климатических и других условий.
Факторы, учитываемые при конструировании развивающей предметно-пространственной
среды: - психологические факторы;
- психофизиологические факторы;
- зрительные ощущения;
- тактильные ощущения;
- факторы, призванные обеспечить соответствие объектов предметной развивающей
среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка;
- антропометрические факторы.
Нормативные требования по организации развивающей предметнопространственной среды.
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной
образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования
следующих документов:
2

- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 02.07.2013 № 185«О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
"Об образовании в Российской Федерации"»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного
образования»;
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено),
утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию
Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 1.2.3685- 21
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28 новые единые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О
психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
(вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и
игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и
игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных
учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
- Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных,
компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
- Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении
Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста,
воспитывающихся в семье».
Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным
государственным образовательным стандартам дошкольного образования
- РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного
возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
- РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в
том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также
возможности для уединения.
- РППС должна обеспечивать:
-реализацию различных образовательных программ;
-в случае организации инклюзивного образования
- необходимые для него условия;
-учет национально - культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность; -учет возрастных особенностей детей.
3

РППС
должна
быть
содержательнонасыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда
должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря в кабинете учителя-логопеда должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей,
экспериментирование с доступными детям материалами.
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической,
артикуляционной моторики, участие в подвижных играх;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным
окружением;
- возможность самовыражения детей.

4

Содержание развивающей предметно-пространственной среды

Социально-коммуникативное развитие

Образ
овател
ьные
област
и

Центр развития

Имеющиеся материалы и
оборудование

План развития

Центр
сюжетноролевых игр

- Игрушки и атрибуты для сюжетноролевых игр.
- Поликлиника: шапочка с красным
крестиком, халат, атрибуты (трубка,
шприц, градусник, бутылочка из-под
лекарств, баночки из-под мазей,
пипетка, вата, бинт, горчичники,
таблетки, нарисованные на кусочках
картона).
- Парикмахерская: халат, расчёски,
бигуди, ножницы, тазик, шампуни,
духи, мыло, полотенце.
- Магазин: коробки из-под конфет,
чая, сока, сахара, калькулятор, весы,
фартук, колпак, кассовые чеки,
кошельки с деньгами.
- Семья: куклы, одежда для кукол,
мебель, коляска.
Наборы
образных
игрушек
небольшого
размера
(солдатики,
животные,
динозавры),
кубики,
игровое
оборудование
(мебель,
посуда), животные, неоформленный
игровой материал (кубики, шарики,
бутылочки).

Шофёр,
мотоциклист: ремень
безопасности, шлем,
перчатки,
насос,
руль.
Лётчик:
фуражка,
пилотка, атрибуты
(штурвал),
пульт
управления
с
функциональными
кнопками.
Моряк,
капитан:
бескозырка,
матросский
воротник,
капитанская
фуражка, бинокль.

Центр
природы
(Уголок природы)

- Календарь природы.
- Комнатные цветы.
- Место для труда (инвентарь для
трудовой деятельности: 2 клеёнчатых
фартука, щётки, тряпки, лейки, тазик,
палочки для рыхления).
- Иллюстрации с изображением
признаков сезона.
- Растения, требующие разных
способов ухода.
- Паспорт комнатных растений.
- Картинки с изображением цветов.
- Иллюстрации с изображением
животных и птиц.
- Иллюстрации с изображением общих
признаков растений (корень, стебель,
листья, цветок, плод).
- Разнообразные ёмкости, мерные
ложки,
стаканчики,
трубочки,
воронки, тарелки, ситечки.

Дидактические игры
на
природоведческую
тематику.

5

- Салфетницы
- Плакат сегодня дежурят
- Карточки сегодня дежурят
- Коробка под салфетки
- Салфетки
- Фартуки для девочек
- Косынки для девочек
- Салфетки для краски
- Салфетки для клея
- Лейки
- Опрыскивать для цветов
- Салфетки для протирания пыли
- Палочки для рыхления почвы
- Щетки
- Схемы ухода за растениями
- Клеенка
Центр ПДД и центр Демонстрационный материал
пожарной
- «Дорожная безопасность»;
безопасности
- «Правила дорожного движения»
- «Знай правила дорожного движения»
- «Правила поведения на дороге»
- «Азбука дорожного движения»
Картотека предметных карт инок
«Транспорт»
Дидактические игры:
- «На земле, на воздухе и на воде»
- «Транспорт».
- «Дорога».
Игрушечные машины и транспорт.
Уголок уединения
Подушка, коврик

Познавательное развитие

Уголок дежурств

Уголок краеведения

Центр
конструктивной
деятельности

Папка «Складываем
салфетки красиво»
Схема правильного
раскладывания
предметов
на
занятии
Фартуки
для
мальчиков
Шапочки
для
мальчиков

- Костюмы ГИБДД
- Макет светофора.
- Уголок ПДД.
- Огнетушитель.
- Уголок пожарной
безопасности.

- Фотоальбом с
семейными
фотографиями
Мирилка
(коробочка
примирения).
Подушки
–
плакушки.
- Демонстрационный материал герб, - Альбом «Наш
флаг, гимн России.
Саратов».
- Альбом «Подгорное – село где я - Альбомы и наборы
родился»
открыток с видами
- Альбом «Прогулки по Москве»
достопримечательно
- Альбом «Город Балашов»
стей России.
- Книги
- Деревянные большие кубики и 
Образцы
кирпичики.
построек
разной
- Маленькие деревянные кубики и сложности.
кирпичики.

Наборы для
- Лего
моделирования.
- Пластмассовые кубики.

Опорные
Строительный
материал
6

Центр
математического
развития

Центр
Экспериментирован
ия

(пластмассовые) разных размеров.
Различные конструкторы с разными
способами крепления
- Плоскостные мозаики
- Коробочки разных размеров
- Пирамиды
- Палочки.
- Игра «Чудесный мешочек».
.- Настенная модель числового ряда с
наличием чисел..
- Плакаты – схемы «Весёлый счёт»
- Наборы геометрических фигур
- Счётные палочки
- Раздаточный материал:
-линейки;
-цифры на каждого ребёнка;
-геометрические фигуры на каждого
ребёнка;
-счётные палочки;
-карточки для счёта;
-мелкие предметы для счёта и
сравнения;
-таблицы и модели.
- Ростомер.
- Модель часов.
-Часы настенные.
-Различные
настольно-печатные,
дидактические игры.
-Числовое лото.
- Математическое домино.
- Пособие по математике.
- Занимательные книги по математике
и книги для самостоятельных занятий.
- Дидактическое пособие по времени
года.
Мини
лаборатория
для
исследовательской деятельности: сита
и воронки, соломки для коктейля,
увеличительные стекла, материалы:
песок, соль, вода, магнит, бумага;
разные виды бумаги, увеличительное
стекло, мерные ложки, стаканчики,
резиновые груши разного объёма,
магниты, песочные часы.
- Фартуки и нарукавники для
проведения опытов.
Энциклопедии,
познавательная
природоведческая литература.
- Природный материал (камешки,
песок, семена, ракушки, шишки, мох,
кора
дерева,
сухоцветы,
ветки
деревьев и т.п.)

схемы.

- Игры с цифрами.
- Модели числовых
и
временных
отношений.
- Счёты.
-Различные
календари.
-Геометрические
головоломки,
мягкий конструктор.
- Рабочие тетради с
заданиями
- Модель числовой
прямой

- Карты природных
зон.
- Карта мира.
- Глобус.

7

Речевое развитие

Центр
речевого
развития и центр
«Будем
говорить
правильно»

Центр «Здравствуй
книга»

Утилизированный
материал
(проволока,
фантики,
пенопласт,
пробки, нитки и др.)
- Медицинский материал (шприцы без
иголок, груши, пипетки, ватные
палочки, колбочки)
- Технический материал (гвозди,
шурупы, болты и т.д.).
- Настольно-печатные игры:
- Картотека для артикуляционной
гимнастики.
- Картотека с чистоговорками.
- Картотека со скороговорками .
-Дидактические наглядные материалы.
-Предметные и сюжетные картинки.
- Рабочие тетради «Развитие речи».
-Буквы на кубиках.
-Сюжетные и предметные картинки.
-Домино.
- Пазлы.
- Художественная литература.
-Детские журналы.
-Различные азбуки и буквари.
-Загадки, ребусы, кроссворды.
-Мозаики.
-Доска, мел.
- Наглядно-дидактические пособия
«Рассказы по картинкам».
- Схемы для составления рассказов и
описания.

-Книги, рекомендованные для чтения
детям
-Произведения малых форм (русские
народные
и
фольклорные
произведения).
- Произведения поэтов и писателей
России.

- Плакат «Звуковые
слоги»
- Схемы звукового
состава
слов,
состоящие
из
клеток.
-Настольные
развивающие игры
речевого характера.

- Серии сюжетных
картинок (истории в
картинках).
-Иллюстрированные
сборники
сказок,
книжки малышки с
хорошими
8

Художественно-эстетическое развитие

- Литературные сказки.
-- Русские народные сказки и сказки
народов мира.
- Небылицы.
- Басни.
- Книги, любимые детьми.
- Сезонная литература.
- Портреты детских писателей.
- Занимательная азбука.
Центр
-Наборы цветных карандашей; наборы
изобразительной
фломастеров;
гуашь;
акварель;
деятельности
цветные восковые мелки и т.п.
-Кисточки
- баночки для промывания ворса кисти
от краски.
-Бумага для рисования разного
формата.
-Салфетки.
-Губки из поролона.
-Пластилин, доски для лепки.
- Стеки
- Мелки для рисования на доске и
асфальте.
- Раскраски
- Выставка работ детского творчества.
- Альбомы «Гжель», «Хохломская
роспись», «Дымковская роспись»
Материалы для ручного труда:
- Бумага разных видов (цветная,
гофрированная, салфетки, картон,
открытки и др.)
Вата,
поролон,
текстильные
материалы (ткань, верёвочки. шнурки,
ленточки и т.д.).
- Подборка бросового материала
(коробки,
катушки,
конусы.
пластиковые
бутылки,
пробки,
фантики и фольга от конфет и др.).
- Природные материалы (шишки,
желуди, различные семена, скорлупа
орехов, и др.).
- Инструменты: ножницы с тупыми
концами; кисть; клей.
Центр музыкально- - Ширма.
театрализованной
- Кукольный театр.
деятельности
- Атрибуты для театрализованных и
режиссёрских игр.
Шапочки,
маски
для
игрдраматизаций на темы любимых
сказок.
- Театр резиновых игрушек.
- Музыкальные инструменты –

рисунками
и
текстами из двух,
трёх
строк,
предваряющими
иллюстрацию
или
завершающими
страницу.
- Трафареты.
Образцы
для
рисования.
- Индивидуальные
палитры
для
смешения красок.
- Розетки для клея

- Пальчиковый театр
- Набор сказок для
драматизации.
Альбом
с
иллюстрациями
музыкальных
инструментов.

9

Физическое развитие

Центр физического
здоровья
и
спортивный уголок
«Будь здоров»

Приемная

металлофон, бубен, маракасы, уголки.
- Костмерная
- Оборудование для прыжков: обручи,
палка
гимнастическая,
скакалки,
веревка.
Оборудование
для
катания,
бросания, ловли: мяч резиновый.
- Атрибутика к подвижным играм
Разнообразные
игрушки,
стимулирующие
двигательную
активность: мячи пластмассовые,
платочки, ленты, флажки, косички,
султанчики.
-Кегли, кольцебросы.
-Дуги для лазания.
-Игра «Дартц»
-Картотеки подвижных игр.
-Массажные
следочки
(для
профилактики
плоскостопия),
спортивные дорожки, веревка.

-Кубики
с
изображением
упражнений.
-Бадминтон.
-Массажные
рукавички.
-Картотека
упражнений
дыхательной
гимнастики.
-Мешочки
для
метания
-Клюшки для хоккея

-Шкафчики
с
определением - Стенд грамоты и
индивидуальной
принадлежности, дипломы
скамейки
- Растеряшка
-Информационный
стенд
для
взрослых и детей:
- Меню
- Наша деятельность
- Режим дня
-Уголок «Здоровья».

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-917-317-43-99

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».