1
Пояснительная записка
к учебному плану муниципального дошкольного образовательного учреждения –
детский сад «Ласточка» с. Подгорное Романовского района Саратовской области на
2021 – 2022 учебный год
Учебный план муниципального дошкольного образовательного учреждения – детский сад
«Ласточка» с. Подгорное Романовского района Саратовской области (далее МДОУ) является
нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в
образовательном
учреждении
с
учетом
учебно-методического,
кадрового
и
материально-технического оснащения. Учебный план составлен в соответствии с основной
образовательной программой дошкольного образования МДОУ - детский сад «Ласточка» с.
Подгорное Романовского района Саратовской области, разработанной в соответствии с
требованиями ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155, рег. №
30384), с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования
и на основе содержания инновационной программы дошкольного образования «От рождения
до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Учебный план
является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем
учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной
деятельности, а так же определяет содержание и организацию образовательной деятельности
направленной на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные
направления развития и образования детей (далее - образовательные области): В учебный
план
включены
пять
образовательных
областей,
обеспечивающих
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Каждой образовательной области
соответствуют определённые разделы:
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
2
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и
др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте.
Художественно-эстетическое
развитие
предполагает
развитие
предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой
деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие
таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем
ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты
в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта,
овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и
саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни,
овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Учебный план составлен в соответствии и на основании нормативно-правовых документов:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи; СанПиН
2.3/2.4.3590-20 «санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного
питания населения» от 27.10.2020 г.
Детский сад работает в условиях пятидневной учебной недели, 9-ти часового рабочего дня по
базисному учебному плану на основе, реализуемой в дошкольном образовательном
учреждении образовательной программы, в основе которой лежит инновационная программа
3
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
В обучении параллельно используются парциальные программы:
Направление «Познавательное развитие»
В.П.Новикова «Математика в детском саду».
Учебный план состоит из инвариантной части, которая не превышает предельно допустимую
нагрузку и соответствует требованиям СанПиН СП 2.4.3648-20 Номенклатура
образовательной деятельности, рекомендованной программой, сохранена. В соответствии с
образовательной программой образовательная деятельность в группах проводятся с 1
сентября по 31 мая. При построении воспитательно-образовательного процесса учитывается
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями
и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует
тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной
области («Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное
развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие») решаются и в ходе
реализации других областей Программы. Воспитательно-образовательный процесс в
Учреждении подразделен:
- непосредственно образовательную деятельность, проводимую по расписанию (Базовые
виды деятельности: «Физическая культура в помещении и на прогулке», «Познавательное
развитие», «Развитие речи», «Рисование», «Лепка», «Аппликация»);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов, проводимую
ежедневно (утренняя гимнастика, комплексы закаливающих процедур, гигиенические
процедуры, ситуативные беседы при проведении режимных моментов, чтение
художественной литературы, дежурства, прогулки);
- самостоятельную деятельность воспитанников, ежедневно организованную
самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития);
(игра,
- взаимодействие с семьями воспитанников по реализации образовательной программы МДОУ
– детский сад «Ласточка» с. Подгорное Романовского района Саратовской области.
В работе с детьми используются различные формы работы: фронтальная, подгрупповая.
В середине учебного года (январь) для воспитанников организуются недельные каникулы. В
дни каникул организуется деятельность педагога с детьми эстетического и оздоровительного
циклов. В летний период реализуется «План физкультурно-оздоровительной работы в летний
период». В это время организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии,
увеличивается продолжительность прогулок.
4
Учебный план регулирует деятельность педагогического коллектива, обеспечивает
выполнение ФГОС дошкольного образования, а также определяет максимально допустимый
объем недельной образовательной нагрузки: для каждой возрастной подгруппы:
Младшая подгруппа – 1 час 40 минут (10 занятий по 10 минут);
средняя подгруппа – 3 часа 20 минут(10 занятий по 20 минут);
старшая подгруппа – 5 часов (12 занятий по 25 минут);
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в
средней подгруппе не превышает
30 и 40 минут соответственно, а в старшей и
подготовительной подгруппах 45 минут и 1,5 часа соответственно. Непосредственная
образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может
осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не более 2-3 раз в неделю.
Одна из трех НОД «Физическая культура» для воспитанников детского сада
проводится круглогодично на открытом воздухе. В середине каждой организованной
образовательной
деятельности
проводится
физкультминутка.
Перерывы
между
организованной образовательной деятельностью составляет 10 минут во всех возрастных
группах.
Организованная образовательная деятельность оздоровительно-эстетического
цикла занимают 50% общего времени организованной образовательной деятельности.
Домашнее задание воспитанникам дошкольного учреждения не задается.
Для проведения воспитательно-образовательного процесса в Учреждении имеются в
достаточном количестве программы, методические пособия к ним, методическая литература,
планы, необходимый дидактический материал. Все это отражено в образовательной
программе МДОУ – детский сад «Ласточка» с. Подгорное Романовского района Саратовской
области на 2021-2022 учебный год.
Период
Учебный год (36 недель для
всех подгрупп)
Зимние
каникулы
(дни
психоэмоциональной
разгрузки)
Летний
оздоровительный
период
Начало
01.09.2021 г.
Окончание
31.05.2022 г.
29.12.2021 г.
09.01.2022г.
01.06.2021 г.
31.08.2022 г.
5
1.Учебный план на 2021-2022 учебный год МДОУ – детский сад «Ласточка» с. Подгорное
Романовского района Саратовской области
Образовательн
ая область
Образовательные
компоненты
Младшая
подгруппа
Средняя
подгруппа
В
недел
ю
В
неде
лю
В
год
В
год
Старшая
подгруппа
В
недел
ю
В год
Количество НОД
Социально-ко
ммуникативно
е развитие
Познавательн
ое развитие
(обязательная
часть)
Социализация, развитие
общения, нравственное
воспитание.
Ребёнок в семье и
сообществе.
Самообслуживание,
самостоятельность,
трудовое воспитание.
Формирован е основ
безопасности
Развитие
познавательно-исследовате
льской деятельности.
Ознакомление с окружающим
миром
Познавательн
ое развитие
(вариативная
часть)
Задачи решаются через все виды деятельности,
в режимных моментах и самостоятельной
деятельности
Задачи решаются через все виды деятельности,
в режимных моментах и самостоятельной
деятельности
1
(обязательная
часть)
1
36
1
36
Реализация парциальных
Расширение образовательной области «Познание» по
программ:
элементарных
математических
В.П.Новикова «Математика формированию
представлений
реализуется
через
дополнительную
в детском саду».
бесплатную образовательную услугу
1
Речевое
развитие
(обязательная
часть)
Художественн
о-эстетическо
е развитие
36
36
1
36
1
36
Развитие речи
1
36
1
36
2
72
Рисование
Лепка
1
36
1
36
2
72
18
1
ра
з
в
2
не
де
ли
1 раз
в2
недел
и
18
1 раз
в2
недел
и
18
6
Аппликация
Физическое
развитие
(обязательная
часть)
Музыка
Физическая культура в
помещении
Физическая культура на
воздухе
Длительность
Количество
Максимально допустимый
объем недельной
образовательной нагрузки
18
1
ра
з
в
2
не
де
ли
1 раз
в2
недел
и
18
1 раз
в2
недел
и
18
2
72
2
72
2
72
2
72
2
72
2
72
1
36
1
36
1
36
10
10
1 ч.40
20 мин.
10
3 ч. 40
1
25 мин.
12
5 ч.
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Чтение художественной литературы
Ежедневно Ежедневно
Конструктивно-модельная деятельность
1 раз в
1 раз в
неделю
неделю
Игровая деятельность
Ежедневно Ежедневно
Общение при проведении режимных
Ежедневно Ежедневно
моментов
Дежурства
Ежедневно
Прогулки
Ежедневно Ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Ежедневно
1 раз в
неделю
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Самостоятельная игра
Ежедневно Ежедневно
Познавательно - исследовательская
Ежедневно Ежедневно
деятельность
Самостоятельная деятельность детей в Ежедневно Ежедневно
центрах (уголках) развития
Оздоровительная работа
Ежедневно
Ежедневно
Утренняя гимнастика
Комплексы закаливающих процедур
Гигиенические процедуры
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
7
2.Расписание непосредственно образовательной деятельности
МДОУ – детский сад «Ласточка» с. Подгорное Романовского района Саратовской области на
2021-2022 учебный год
День недели
Понедельник
3-4 лет
4-5 лет
(младшая подгруппа)
(средняя подгруппа)
1.Физическая культура
9.00-9.15
2.Музыкальное развитие
9.30-9.45
1.Физическая культура
5-6 лет (старшая
подгруппа)
1.Физическая культура
9.00-9.20
2.Музыкальное
развитие
9.00-9.25
2.Музыкальное развитие
9.30.- 9.55
3.Лепка/Аппликация
15.35-15.50
9.30-9.50
3.Развитие речи
3.Лепка/Аппликация
15.50-16.20
15.50-16.10
Вторник
1.Развитие речи
9.00-9.15
1.Развитие речи
1.Развитие речи
9.00-9.20
9.00-9.25
2. Рисование 15.35-16.05
Среда
1.Физическая культура
9.00-9.15
2.Музыка
9.30-9.45
3. Формирование
элементарных
математических
представлений
15.35-15.50
1.Физическая культура
1.Физическая культура
9.00-9.20
2.Музыка
9.30-9.50
3. Формирование
элементарных
математических
представлений
9.00- 9.25
2.Музыка
9.30-9.55
3. Формирование элементарных
математических представлений
15.35-16.05
15.35-15.55
8
Четверг
1.Ознакомление с
окружающим
миром/Ознакомление с
природой
1.Ознакомление с
окружающим
миром/Ознакомление с
природой
1.Ознакомление с окружающим
миром/Ознакомление с
природой
9.00-9.25
9.00-9.15
9.00-9.20
2.Лепка/Аппликация
15.45-16.15
Пятница
1.Рисование
9.00-9.15
2.Физическая культура.
9.30-9.45
1.Рисование
9.00-9.20
2.Физическая культура.
9.30-9.50
1.Рисование
9.00-9.25
2.Физическая культура.
9.30-9.55
9
3 . Режим дня на теплый и холодный периоды года по двум возрастным подгруппам.
Организация режима пребывания воспитанников в МДОУ
В
МДОУ
разработан
гибкий
режим
дня,
учитывающий
возрастные
психофизиологические возможности детей дошкольного возраста, их интересы и потребности,
обеспечивающий взаимосвязь планируемой непосредственно образовательной деятельности с
повседневной жизнью воспитанников в детском саду.
Организация режима пребывания в МДОУ – детский сад «Ласточка» с. Подгорное
Романовского района Саратовской области
детей с 2 до 7 лет
Холодный период года
Режимные моменты
Наименование
Утренний приём
Содержание
Осмотр детей, термотеропия.
Время
2-3 года
3-7 лет
8.00-8.15
8.00-8.25
Игры детей.
Утренняя зарядка
Упражнения со спортивным инвентарём и без
него
8.15-8.25
8.25-8.35
Завтрак
Подготовка к приёму пищи, гигиенические
процедуры, посадка детей за столами.
8.25-8.40
8.45-9.00
Приём пищи.
Гигиенические процедуры после приёма
пищи.
Образовательная
нагрузка
Занятия
9.00-9.25
Перерыв
Физкультурная минутка
9.25-9.30
Образовательная
нагрузка
Занятия
9.30-9.55
Самостоятельная
Игры, беседа с воспитателем
8.40-9.40
9.55-10.00
10
деятельность
Взаимодействие
взрослого с ребенком.
Второй завтрак
Подготовка к приёму пищи, гигиенические
процедуры, посадка детей за столами.
9.40-9.50
10.00-10.10
9.50-11.50
10.10-12.00
Приём пищи.
Гигиенические процедуры после приёма
пищи.
Прогулка,
двигательная
активность
Подготовка к прогулке: переодевание.
Прогулка: подвижные игры, наблюдения,
труд
Возвращение с прогулки: переодевание
Самостоятельная
деятельность
Отдых
11.50-12.00
12.00-12.10
Обед.
Подготовка к приёму пищи: гигиенические
процедуры, посадка детей за столами.
12.00-12.35
12.10-12.30
12.35-15.00
12.30-15.00
15.00-15.15
15.00-15.15
Приём пищи
Гигиенические процедуры после приёма
пищи
Дневной сон.
Подготовка ко сну: поход в туалет,
переодевание, укладывание в кровати.
Дневной сон.
Пробуждение: постепенный подъём,
переодевание.
Постепенный подъем,
закаливающие
процедуры,
самостоятельная
деятельность
11
Подготовка к полднику. Полдник.
15.15-15.35
Занятия
15.15.-15.35
15.35-16.25
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность,
чтение художественной литературы
15.35-16.15
Подготовка к прогулке, прогулка
16.15-16.50
16.35.- 16.55
Уход детей домой
16.50-17.00
16.55-17.00
16.25.- 16.35.
12
Организация режима пребывания в МДОУ – детский сад «Ласточка» с. Подгорное
Романовского района Саратовской области
детей с 2 до 7 лет
Тёплый период года
Режимные моменты
Наименование
Утренний приём
Содержание
Осмотр детей, термотеропия.
Время
2-3 года
3-7 лет
8.00-8.15
8.00-8.25
Игры детей.
Утренняя зарядка
Упражнения со спортивным инвентарём и без
него
8.15-8.25
8.25-8.35
Завтрак
Подготовка к приёму пищи, гигиенические
процедуры, посадка детей за столами.
8.25-8.40
8.45-9.00
Приём пищи.
Гигиенические процедуры после приёма
пищи.
Образовательная
нагрузка
Занятия
Перерыв
Физкультурная минутка
9.25-9.30
Образовательная
нагрузка
Занятия
9.30-9.55
Самостоятельная
деятельность
Игры, беседа с воспитателем
8.40-9.40
9.55-10.00
Подготовка к приёму пищи, гигиенические
процедуры, посадка детей за столами.
9.40-9.50
10.00-10.10
9.00-9.25
(Физическая культура)
(Музыкальное развитие)
Взаимодействие
взрослого с ребенком.
Второй завтрак
13
Приём пищи.
Гигиенические процедуры после приёма
пищи.
Прогулка,
двигательная
активность
Подготовка к прогулке: переодевание.
9.50-11.50
10.10-12.00
Прогулка: подвижные игры, наблюдения,
труд
Возвращение с прогулки: переодевание
Самостоятельная
деятельность
Отдых
11.50-12.00
12.00-12.10
Обед.
Подготовка к приёму пищи: гигиенические
процедуры, посадка детей за столами.
12.00-12.35
12.10-12.30
12.35-15.00
12.30-15.00
Постепенный подъем,
закаливающие
процедуры,
самостоятельная
деятельность
15.00-15.15
15.00-15.15
Подготовка к полднику. Полдник.
15.15-15.35
15.15.-15.35
Приём пищи
Гигиенические процедуры после приёма
пищи
Дневной сон.
Подготовка ко сну: поход в туалет,
переодевание, укладывание в кровати.
Дневной сон.
Пробуждение: постепенный подъём,
переодевание.
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность,
чтение художественной литературы
15.35-16.15
15.35.- 16.35.
14
Подготовка к прогулке, прогулка
16.15-16.50
16.35.- 16.55
Уход детей домой
16.50-17.00
16.55-17.00
15
4.Режим двигательной активности воспитанников в организованных формах
оздоровительно-воспитательной деятельности для детей дошкольного возраста.
Формы работы
Физкультура
Виды занятий
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
2 раза в
неделю
2 раза в
неделю
2 раза в
неделю
15 мин
20 мин.
25 мин.
1 раз в
неделю 15
мин.
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
20 мин.
25 мин.
ежедневно
ежедневно
ежедневно
10 мин.
10 мин.
10 мин.
б) подвижные и
спортивные игры
и упражнения на
прогулке
ежедневно
на каждой
прогулке
15 минут
ежедневно
на каждой
прогулке
20 минут
ежедневно
на каждой
прогулке
25 минут
в)физкультминутк
и (в середине
занятия)
3-5
3-5
3-5
ежедневно
в
зависимост
и от вида и
содержани
я занятия
ежедневно
в
зависимост
и от вида и
содержани
я занятия
ежедневно
в
зависимост
и от вида и
содержани
я занятия
1 раз в
месяц 20
мин.
1 раз в
месяц
1 раз в
месяц
20 мин
30 мин
2 раза в год
2 раза в год
а) в помещении
б) на улице
Физкультурно-оздоровительн а) утренняя
гимнастика
ая работа в режиме дня
Активный отдых
Количество и длительность занятий
(в мин.) в зависимости от возраста
детей
а) физкультурный
досуг
б)физкультурный
-
16
праздник
до 45 мин.
до 60 мин.
1 раз в
квартал
1 раз в
квартал
1 раз в
квартал
а)самостоятельное
использование
физкультурного и
спортивно-игрово
го оборудования
ежедневно
ежедневно
ежедневно
б)
самостоятельная
активность в
помещении
ежедневно
ежедневно
ежедневно
в)
самостоятельные
подвижные и
спортивные игры
на прогулке
ежедневно
ежедневно
ежедневно
в)день здоровья
Самостоятельная
двигательная деятельность
17